§2.7 Психоанализ сказки "Иван-царевич и серый волк"

В предыдущей статье рассказывалось об архетипическом содержании сказочного и мифологического повествования. Попробуем же теперь рассмотреть скрытое содержимое на примере сказки "Иван-царевич и серый волк" .

Если в кратце, то сказка повествует о том, как трое братьев-царевичей в одиночку отправляются на поиски жар-птицы для своего отца. Младший из братьев при необычном стечении обстоятельств знакомится с серым волком, который за то, что съел коня царевича и лишил его возможности добраться до жар-птицы, решает момочь. Волк привозит Ивана-царевича до места назначения и советует, как добыть птицу, при этом наказывая, чтобы тот ни в коем случае не обольщался красивой золотой клеткой и не трогал ее. Конечно же, царевич не смог устоять и хотел прихватить ее с собой. Но только он сделал это, как по тревоге поднялась стража и схватила его.

Местный царь обещает простить царевича в обмен на услугу добыть златогривого коня. В очередной раз волк помогает ему, советует, как лучше обставить дело, и в очередной раз тот не слушается его. И история повторяется. В третий раз уже волк сам берется за выполнении миссии украсть Елену-прекрасную и блестяще справляется.

Однако, видя, что царевичу не хочется отдавать невесту, то волк оборачивается Еленой-прекрасной и обманывает царя. Затем история повторяется и с конем.

В какой-то момент волк и царевич расстаются. Когда же царевич с невестой ложатся отдохнуть от дороги, то их настигают братья-царевичи, замышляющие убить младшего. Тут волк снова приходит на помощь, добывает мертвой и живой воды, возвращает бедолагу с того света и, настигая старших братьев, - разрывает их на клочья. Здесь герои сказки расстаются, и Иван-царевич возвращается в родительский дом с кучей сокровищ.

Вот краткий смысл этой сказки. Но за первым прочтением скрывается более глубинный слой, который зачастую остается недоступен для понимания неподготовленного слушателя. Вспоминая о том, что говорилось в статье "Анализ сказочных образов-архетипов", рассмотрим повествование через призму архетипических образов.

Итак, первое, что сразу бросается в глаза, так это искренность, с которой "наивный" младший брат включается в дело ловли похитителя яблок из царского сада: старшие, которым веление царя-отца, было в тягость, во время ночного бдения попросту уснули, а по-утру доложились о том, что всю ночь и глаз не смыкали и похитителя не видали. Это обычная  хитрая уловка взрослого человека.

Другое дело младший, как и ребенок, и просто бесхитростный человек, со всем рвением относится к своему делу: боясь уснуть, он даже на траву не присаживается, и всю ночь не смыкает глаз. Естественно, что ему сопутствует удача.

Как тут не вспомнить аналогию с бесхитростной картой таро - Шут.

Кто бы мог подумать, что удача отвернется от героя в тот момент, когда серый волк съест его коня. Тут бы отступить, вернуться ни с чем домой, но царевич продолжает свой путь. И лишь когда понимает, что не остается никаких сил продолжать путь, что он бессилен что-то сделать, тогда к нему выходит серый волк.

Здесь мы видим, как неожиданное вторгается в нашу жизнь, безжалостной рукой разрушая намеченные планы. Никакое упорство не помогает исправить ситуацию. Сознание остается бессильно изменить что-то волевыми усилиями... до тех пор пока на помощь не приходит - бессознательное, или серый волк - наше животное, инстинктивное начало. Именно оно не только помогает, но и советует, как лучше поступить в той или иной ситуации (добыча коня или невесты). Однако, сознание зачастую оказывается очарованным окружающими вещами (золотая клетка, упряжь), которые губят его, все больше и больше порабощают, до тех пор, пока бессознательное (серый волк) не берет все в собственные руки и само выполняет возложенные миссии (крадет Елену-прекрасную, оборачивается конем). Оно же помогает удержать добытые сокровища и остаться вживых даже в самых смертельноопасных испытаниях.

Снова мы обращаемся к символизму карты Силы и сюжет сказки ярко демонстрирует важность примерения и укрощения своего зверя. Более того - прислушивания к его голосу и советам. Не зря дикий волк и одомашненная собака охраняют проход на карте Луны, ведущий к свету.

Однако, возвращение домой (карта Луны), не всегда бывает безопасным, о чем повествует сказка: добытые сокровища нужно суметь удержать. Здесь мы также видим предупреждение об опасности человеческой зависти.

Не удивительно, что любая сказка заканчивается свадьбой: именно в гармоничном союзе мужского и женского начал кроется секрет обретения целостности. Не зря обретение невесты происходит в результате путешествия, становится вольной или невольной задачей - для обретения целостности необходимо пройти долгий путь, полный испытаний, борьбы и лишений.

Оставить комментарий